Смонтированная из пластиковых труб канализационная система способна многие годы проработать без ремонта. Но ее долговечность зависит от надежности соединений труб и фитингов. Чтобы в местах соединений не образовывались засоры, не возникали протечки, необходимо определиться с вариантом соединения. Для этого нужно знать все способы монтажа пластиковой канализации. Выбор оптимального способа должен зависеть от условий проведения монтажных работ, диаметра и вида труб.
Варианты соединений
Трубы канализационные пластиковые можно соединить двумя способами:
- разъемный. Использование разъемного соединения дает возможность в будущем осуществлять частичный демонтаж для замены отдельных элементов системы. Такая необходимость может возникнуть для проведения ремонта или модернизации. Разъемное соединение выполняют с помощью муфт или фланцев;
- неразъемный крепеж. Может выполняться с помощью сварки, клея, компрессионных фитингов, расположенных по концам труб раструбов и конусов.
Методы монтажа
1) Для объединения узлов магистрали в раструб используются трубы, на одном конце которых имеется расширение (раструб). Торец противоположного конца имеет конусообразный срез. Монтаж в раструб отличается простотой при большой надежности получаемого соединения.
Для данного типа монтажа выполняют следующие действия:
- скошенный конец трубы и внутреннюю часть раструба очищают от возможных загрязнений;
- проверяют наличие в раструбе уплотнительного кольца. Оно должно соответствовать внутреннему диаметру используемых труб и не иметь разрывов, следов деформации;
- на стыковочный (скошенный) конец трубы наносят силиконовую или другую смазку, не чувствительную к длительному воздействию влаги;
- соединяемые узлы плотно вставляют друг в друга;
- на месте стыка маркером делают отметку;
- немного (порядка 1 см) уменьшают глубину стыковки. Эта операция необходима для того, чтобы резиновое кольцо внутри раструба восстановило свою форму, неизбежно нарушаемую в процессе стыковки, и полностью загерметизировало стык.
2) Клеевое соединение выполняется таким образом:
- концы трубных элементов зачищают мелкой шкуркой. Должны быть сняты все заусенцы, облой. После ошкуривания удаляют образовавшуюся пыль;
- производят обезжиривание растворителем, уайт-спиритом или бензином;
- на поверхность трубы меньшего диаметра наносят клей (с отступом в 2-3 мм, ширина клеевой полоски — 5-15 мм, в зависимости от диаметра канализации). Применять можно только тот клей, на маркировке которых указана возможность применения для пластиковой канализации;
- место стыка оставляют на несколько минут в неподвижном состоянии. Это необходимо для полимеризации клея;
- поверхность стыка дополнительно промазывается клеем.
При работе с клеящими составами для пластика следует учитывать, что срок их работоспособности на открытом воздухе не превышает 1.5-2 мин. Далее вещество становится вязким и теряет способность обеспечить должный уровень герметичности и свои клеящие свойства.
3) Компрессионные фитинги используются при монтаже канализационных магистралей небольшого и среднего диаметра (25-100 мм). Для соединения труб фитинговым способом выполняют следующее:
- концы труб обрезают под прямым углом. Производить эту операцию можно остро отточенным ножом, но желательно воспользоваться ножницами для пластиковых труб. Это обеспечит более ровный срез и уменьшит количество заусениц;
- с получившихся торцов снимают фаску (1-2 мм под углом 45 градусов);
- в фитинг до упора вставляют трубы и затягивают его гайки. Чтобы не сорвать гайки, при затягивании желательно пользоваться пластиковым сантехническим ключом.
4) Сварной шов — один из наиболее надежных способов соединить канализационные трубы. При сварке места соединения нагревают до 260-270 градусов при помощи специального паяльника. Такой паяльник настроен на работу с полипропиленом и имеет два нагревательных узла, позволяющих одновременно нагревать концы обоих соединяемых элементов. Порядок работы с паяльником следующий:
- торцы труб прижимают к нагревательным элементам;
- ожидают, пока пластик разогреется до температуры плавления (для трубы диаметром 50 мм на это может потребоваться 15-20 с). При этом нельзя допускать перегрева, чреватого снижением прочности труб, образованием на стенках каверн, наплывов;
- свариваемые концы труб плотно прижимают друг к другу. При этом следят за сохранением геометрии магистрали. Оси совмещаемых узлов не должны смещаться относительно друг друга.
После окончания сварки, место стыка должно быть в неподвижном состоянии на протяжении 2-5 мин. Это необходимо для обеспечения монолитности соединения.